Правление Юрия Лужкова стало важной вехой в истории современной Москвы – этот чиновник бессменно управлял столицей с 1992 по 2010 годы. Пока еще рано судить о политической и хозяйственной роли экс-мэра в развитии столицы, но уже появилась возможность оценить его градостроительную деятельность. Недвижимость Mail.ru выбрала пять наиболее спорных объектов, которые вызывают множество нареканий у жителей.

ММДЦ «Москва-Сити»

Новый московский мэр Сергей Собянин назвал комплекс небоскребов на Пресненской набережной «градостроительной ошибкой» прежнего руководства. Собянин отметил, что из-за проблем с транспортной доступностью к деловому центру «ни пройти, ни проехать».

В настоящее время специалисты института Генплана Москвы занимаются разработкой концепции развития «Большого Сити» и изучением «транспортного каркаса» для автомобилей, общественного транспорта и пешеходов. Концепция должна быть готова к осени 2014 года.

Идея возведения Московского международного делового центра «Москва-Сити» возникла еще в середине 1990-х, а активное строительство началось в начале 2000-х. Некоторые башни строились без внутренних паркингов.

Самый скандальный небоскреб – комплекс «Федерация», который начал строить еще основатель Mirax Group Сергей Полонский, имеет по проекту менее 100 парковочных мест. Следует отметить, что «Федерация» будет самым высоким зданием в Европе – высота 95-этажной башни составит 373,7 метра. Комплекс «Федерация» состоит из двух башен – «Запад» и «Восток».

Реконструкция Тверской Заставы

Реконструкция площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала началась в 2008 году. При Лужкове там планировалось строительство развязки, крупного торгового центра с многоярусным паркингом, жилых зданий и отеля, однако новые московские власти от строительства торгового центра отказались, решив, что он только усугубит транспортные проблемы в этом районе.

В 2011 году город компенсировал инвестору – компании AFI Development многомиллионные затраты, понесенные при строительстве комплекса. Позже департамент строительства Москвы объявил тендер на возведение двухуровневой развязки по направлению Ленинградского проспекта.

В апреле 2014 года власти сообщили, что планируют разделить проект на две части – дорожное строительство и подземный паркинг. При этом предполагается, что развязку и паркинг будет строить один инвестор, причем паркинг – по концессии.

Гостиница «Москва»

Гостиница "Москва", расположенная у Кремля, стала одним из самых знаковых новоделов эпохи Лужкова. Легендарное здание 1935 года постройки, выходящее фасадом на Манежную площадь, проект которого, по легенде, утверждал сам Сталин, закрыли на реконструкцию в 2003 году.

Гостиницу разобрали, чтобы превратить в современный высококлассный отель, не отличающийся по облику от исторического здания архитектора Щусева. В создании проекта участвовал тогдашний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Однако спустя 10 лет новую гостиницу «Москва» все еще не открыли. Сроки завершения строительства не раз переносились. Среди экспертов неоднократно звучало мнение, что перестраивать гостиницу было бессмысленно. В ходе реконструкции отеля были зафиксированы крупные хищения бюджетных средств. По информации Мосгосстройнадзора, воссозданный отель может принять первых посетителей во втором квартале 2014 года.

Четвертое транспортное кольцо

Строительство Четвертого транспортного кольца должно было разгрузить МКАД и ТТК, а также улучшить сообщение внутри московских районов. Впрочем, новые власти признали проект неэффективным и слишком дорогим.

Проект ЧТК, являющийся одним из наиболее приоритетных у прежнего главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, предполагал реконструкцию существующих дорог, возведение тоннелей и эстакад. Новые власти пришли к выводу, что затраты на строительство 10 километров дороги превысят 2 миллиарда долларов, а общая протяженность трассы составит 70-100 километров.

Сергей Собянин отказался от этого проекта, а новый глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин решил обойтись хордами (рокадами) – Северо-Восточной, Северо-Западной и Южной.

Северная рокада может быть сдана к 2016 году. Северо-Восточная и Северо-Западная хорды могут соединиться на севере Москвы, а существующий участок Южной рокады может быть продлен дальше на юг, от Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы и улицы Борисовские пруды до МКАД, сообщил Хуснуллин.

Памятник Петру I

Этот почти 100-метровый монумент Зураба Церетели, посвященный 300–летию российского флота, пожалуй, самый раскритикованный памятник, установленный при Лужкове. Бронзовый Петр возвышается возле "Красного Октября" на искусственном острове в Москве-реке, памятник считается самым высоким в России. Каркас памятника сделан из нержавеющей стали и облизован бронзой. На монументе есть даже смотровая площадка у подножия Петра, однако попасть туда может только смотритель памятника и журналисты – по лестницам внутри монумента.

Установленный в 1997 году ко Дню города памятник изначально был фигурой Колумба, которую автор не смог «пристроить» в США. Соцпрос ВЦИОМа показал, что половине опрошенных москвичей памятник не нравится. Монумент, попавший в список самых уродливых сооружений мира, не раз предлагали снести и даже хотели взорвать. После увольнения Лужкова с поста мэра в 2010 году вновь зашла речь о демонтаже памятника – с такой идеей выступил известный галерист Марат Гельман, а инициативные группы граждан целого ряда российских городов выразили готовность принять Петра у себя. Однако, по подсчетам, перенос памятника обошелся бы слишком дорого – примерно в 1 миллиард рублей. В итоге префект ЦАО Москвы Сергей Байдаков заявил, что Петр должен остаться на своем месте.