22 марта в возрасте 91 года ушёл из жизни Ли Куан Ю, правнук китайского переселенца, выпускник Кембриджа, адвокат и экономист, первый премьер-министр Сингапура (перевод с санскрита: «Город Льва»). Больше полувека он фактически в одиночку сподвиг своих граждан к самоотверженному труду и сконструировал совершенно новое для Азии и всего современного мира «государство будущего». В стране объявлялся 7-дневный траур.

Он вытащил этот некогда захудалый, как пел Вертинский «бананово-лимонный», остров из британского колониального бытия, в крайне неблагоприятных «стартовых» условиях, и сделал жемчужиной Юго-Восточной Азии, её финансовым центром. Для этого пришлось стать сингапурским Сталиным, только не коммунистом, а рыночником. При этом он необъяснимым образом любил нашу страну и часто приезжал к нам, Почетный доктор МГИМО. И в то же время, как и М.Горбачев, любил М.Тэтчер, а последняя зачитывалась его речами и говорила, что он никогда не ошибся. Товарищ Ли много раз бывал в СССР и России. И относился к Советскому Союзу с величайшим уважением. Но не стеснялся критиковать недостатки, которые в нем видел. Потому что сам поначалу был вовсе не капиталистом, а жестким социалистом (он даже к власти пришел именно как создатель и глава социалистической Партии народного действия).

Определил Ли Куан Ю и главную ошибку Михаила Горбачева, которая не позволила ему сделать из СССР «второй Китай».

- Компания гласности началась до перестройки экономики, - писал Ли Куан Ю. - Куда большую мудрость проявил Дэн Сяопин, поступив в Китае наоборот... Но даже не смотря на это, если бы Горбачев имел возможность продолжить свои реформы без насилия в течение еще 3–5 лет, то это могло бы стать настоящим триумфом! Горбачеву следовало насторожиться, когда средства массовой информации враждебных государств стали хвалить его, вместо этого он следовал их увещеваниям и вызвал распад страны... так, как ЦРУ могло только мечтать. И вместе с тем, Ли Куан Ю ни на минуту не переставал считать Россию и русский народ великими. В отличие от коммунистической системы, русские – не те люди, которых можно выбросить на свалку истории.

И  главное не в том, что за тридцать лет правления Ли Куан Ю в стране установился надёжный этно-религиозный баланс: между индусами, мусульманами и китайцами (их 70%). При жесточайшем авторитарном режиме Ли Куан Ю установил самые либеральные в мире правила ведения бизнеса, привлечения иностранных инвестиций. Открыть и зарегистрировать фирму там можно «через одно окно» (действует с 1961 года) за два часа. При этом в стране сохраняется смертная казнь при уровне коррупции, равном нулю. Её там почти нет. Господин Ю начал с того, что избавил власть от своих родственников и друзей. То же самое были вынуждены сделать и остальные государственные мужи. За неисполнение следовало неотвратимое и очень жестокое наказание –  от битья бамбуковыми палками вплоть до смертной казни. Нарушения общественного порядка строго караются. Жвачка во рту или в кармане – 1000 долларов, за плевок на землю – штраф 600 долларов. Штраф за курение в общественных местах - 500 долларов. На десяток лет был наложен запрет на любые азартные игры. А воровство, насилие, наркотики, взятки наказываются смертной казнью. Широко известен ответ Ли Куан Ю на вопрос о методах, с помощью которых ему удалось побороть коррупцию: "Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что".

Еще пару штрихов – монополию на власть имеет одна единственная партия. Несладко приходится  местной политической оппозиции. Она может содержаться под арестом сколь угодно долго без предъявления обвинения, применяются физическое воздействие, пытки.

Результат такого очистительного «террора» – Сингапур стал мощной, чистой и богатой страной. Там есть даже полностью кондиционированные улицы. Нельзя не отметить, что чиновники получают очень высокую зарплату.

Об этом феномене – «экономическом чуде» довольно своеобразно   изложено в передовой статье главреда газеты «Аргументы Недели» № 11(452). Андрей Угланов вопрошает, а почему бы нам, «как в Сингапуре», не дать абсолютную свободу предпринимателям и по-настоящему не избавиться от воров и жуликов при власти? Что мешает-то? В конце концов, необязательно их сажать, если давно знакомы. У нас сегодня более или менее либеральное законодательство! Надо лишь, предлагает Угланов, перестать замечать их и отодвинуть от государственного корыта.

На Украине,  между Киевом и Днепропетровском именно на этой почве назревает жесточайшая битва… Конечно, нельзя сравнивать. Сингапур - крохотное островное государство с населением 4,5 миллиона человек, с площадью в 1,3 раза меньше города Киева, имело в 2005 году ВВП в 3,3 раза больше, чем Украина. А все природные ресурсы, даже водопроводную воду и песок для строительства небоскребов ввозится из-за рубежа.

Большой интерес представляет книга Ли Куан Ю «Сингапурская история: 1965—2000. Из третьего мира — в первый». Кофи Аннан подтвердил:  Сингапур «из третьего мира прорвался в первый!», причем в течение жизни одного поколения. У отца-основателя «экономического чуда» много ярких афоризмов. Вот один из них:

О ЛЮДЯХ

«Мне ни к чему аморфное, инертное общество, готовое поддакнуть каждому моему слову. Такое общество бездушно, безжизненно. Я жду, что вы начнете думать, а не просто выкрикивать устаревшие лозунги. Начните думать".

Сегодня Сингапур — это электроника и точное приборостроение, производство оптических инструментов и линз, самолетостроение и самые современные буровые платформы для нефте- и газодобычи, компьютерная техника и судостроение, металлургия и нефтехимия. Сингапурский порт (точнее, пять портов, расположенных в черте города) — четвертый в мире по перевалке грузов после Роттердама, Йокогамы и Кобэ. Сингапур — третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона. Крупнейший научный центр Юго-Восточной Азии, в котором 170 научно-исследовательских центров разрабатывают высокие технологии, есть два первоклассных университета и два политехнических института.

(Статья подготовлена В.Лесковым по материалам российской печати)