Галина Рубцова. «ПОД КУПОЛОМ СИНИХ НЕБЕС». Издательство «Сад-огород», 2015 год

Автор этой книги предпринимает попытку найти духовные истоки поэзии Рубцова. С этой целью Галина Борисовна обращается к истории малой родины, где когда-то жили предки Николая Михайловича.

Самылково и Биряково — это две деревни Сокольского района. Известный исследователь-рубцововед Вячелав Белков писал о них: «Здесь родились в семье Рубцовых старшие сестры Николая — Надежда и Галина. В этих красивейших местах «под куполом синих небес» должен бы и Коля родиться, но... Политические передряги заставили семью в 1929 году покинуть родину предков».

Автор этой книги и сама родилась в деревне Самылково, и однажды, еще в детстве, услышав стихи Николая Рубцова, полюбила их на всю жизнь. «В мой поэтический мир, казалось, до краев наполненный пушкинскими стихами, ворвалась новая, невероятная стихия. То, как «взлетает снег из-под саней», стоит «запорошенный снегом бревенчатый низенький дом» было совсем рядом, осязалось в реальной жизни, но вместе с тем было высоко и непостижимо», — пишет Галина Борисовна в предисловии «Сны детства».

По ее воспоминаниям, несмотря на то, что в селе жили десятки Рубцовых, «никому в голову не приходило считать поэта … земляком и даже однофамильцем. Это был совсем другой Рубцов, далекий, таинственный…» Эта фраза становится отправной точкой для начала длинного разговора. «Далекий, таинственный» Рубцов благодаря волшебству поэзии становится родным человеком для всех почитателей его таланта. Но у слов «родной», «род» и «родина» не случайно есть общий корень. Потому-то и родной кажется поэзия Николая Михайловича, что она близка всякому человеку, воспитанному в рамках классической национальной культуры.

Если подходить строго, эта книга посвящена вовсе не биографии поэта и даже не его творчеству. Речь в ней идет не столько о Николае Михайловиче, сколько о том, как и почему духовное наследие деревень Русского Севера однажды смогло дать России нового русского поэта — Николая Рубцова.

Местами этим размышлениям не хватает целостности концепции. К примеру, в главе «Грани» в одном тексте смешаны и стихи Рубцова, и краеведческие изыскания, и многочисленные цитаты (например, со страницы прозаика Анатолия Ехалова в интернете), и тут же приводятся цифры и факты о развитии сельского хозяйства.

Когда в одном материале объединены столь разнородные элементы, основная мысль должна ясно и недвусмысленно звучать буквально с первого предложения. Иначе со второго предложения сам собой возникает вопрос: к чему клонит автор и при чем тут собственно Рубцов? Это понятно далеко не сразу, и только когда чтение главы уже закончено, становится ясно, что автор клонит к одной простой истине. Поэзия Рубцова — этот один из элементов национального самосознания, и пока это самосознание живо, у русских сел, таких, как Биряково, есть будущее. Однако нетерпеливые читатели до конца главы так и не доберутся.

Особый интерес вызывает раздел «Николай Михайлович Рубцов. Родословная». Десять поколений черносошных крестьян Рубцовых предстают в работе исследователя Дмитрия Пшеницина. И одна из веточек этого древа, рожденного от мощных корней крестьянской цивилизации, — это поэт Николай Рубцов (Наталья Мелёхина, Премьер, №37 (934)