В Сестрорецке в 1724 году проходили испытания «потаенного судна», построенного работником Главного Адмиралтейства Ефимом Никоновым. Это событие занимает особое место не только в истории наших верфей, но и в истории военно-морской техники.
Прообраз первой подводной лодки, построенной на Адмиралтейских верфях, предопределил современное направление деятельности старейшего судостроительного предприятия отрасли. Серийное строительство подводных лодок Адмиралтейские верфи начали в 1932 году. На предприятии построено более 400 подводных лодок и глубоководных аппаратов. Сегодня Адмиралтейские верфи — признанный лидер неатомного подводного кораблестроения России.

Отечественное подводное кораблестроение берет свое начало с петровских времен, когда в 1718 году работник Главного Адмиралтейства плотник Ефим Никонов подал царю челобитную с предложением построить «огненное потаенное судно». Он утверждал, что изобретение «сможет идти в воде потаённо и подходить к вражеским кораблям под самое дно, а также из снаряду разбивать корабли, хотя бы десять или двадцать».

По указанию государя 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия вынесла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и вылета образцовое судно делать, а что к тому делу надобно, лесов и мастеровых людей, по требованию оного крестьянина Никонова, отправлять из помянутой конторы, а припасы по его ж требованию из конторы Адмиралтейских дел денежное жалование с нажатия работы давать по 3 алтына 2 деньги на день и ныне в зачет выдать 5 рублей».

В 1721 году испытание модели в присутствии Петра прошло благополучно, и Царь приказал начать постройку «потаенного огненного судно большого корпуса». Строительство производилось в мастерской на Галерном острове:
В ходе работы Никонов изобрел костюм для водолаза из «юхотных кож» с бочонком, в котором помещалось голова. По указанию изобретателя в бочонке надлежало «сделать против глаз окошки и убить свинцом скважины лошадиными волосами» (то есть законопатить щели). В таком костюме с привязанным к нему грузом, как полагал Никонов, человек может выходить из водки и под водой «проворачивать дыры» в днище вражеского корабля. На испытаниях, которые проходили в Сестрорецке, «потаенное судно» трижды спускалось под воду, но во время погружений было повреждено.

После смерти Петра оригинальное изобретение талантливого русского крестьянина не получило дальнейшего развития, но именно тогда впервые в мировой практике был изготовлен и испытан автономный обитаемый аппарат со шлюзовым отсеком, который имел на вооружении зажигательные ракеты.

11 марта 1906 года приказом по морскому ведомству в России N 52 было объявлено, что 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года подводные лодки числится «самостоятельным классных кораблей флота».

За 110 лет существования подводные корабли стали одной из основных ударных сил военно-морского флота и играют важнейшую роль в структуре российских Вооруженных Сил, обеспечивают национальную безопасность. Они  способны решать как оперативно - тактические, так и стратегические задачи,  оставаясь мощным фактором ядерного сдерживания.

Уважаемые моряки-подводники и ветераны ВМФ! Поздравляем вас со славной годовщиной подводного флота.  Желаем крепкого здоровья, твердости духа и удачи, успешного возвращения в родную гавань! Терпения и благополучия вашим близким!