Александр Бочков. «ВОЛОГОДСКИЙ НЕСТЯЖАТЕЛЬ ЛЕДЕНЦОВ ХРИСТОФОР СЕМЁНОВИЧ». Издательство «Императорское русское историческое общество», «Киммерийский центр», 2014 год

Эту книгу следовало бы назвать биографией Христофора Семёновича Леденцова, знаменитого вологодского мецената. Однако по сути своей этот труд — не биографический портрет одного, пусть и выдающегося человека, а портрет всей его эпохи.

Напомним, что Христофор Семёнович Леденцов — вологодский купец первой гильдии, видный общественный деятель, подвижник, один из образованнейших людей своего времени. Он занимал должность вологодского городского головы в 1883-1887 годах, также был директором Скулябинского дома призрения бедных граждан с 1882 г. Леденцов — инициатор открытия в нашем городе первого в России ломбарда, основатель «Музея содействия труду» при Русском техническом обществе в Москве. Христофор Семёнович — создатель и меценат «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений» при Императорском московском университете и Императорском московском техническом училище.

«Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» было неким аналогом Нобелевской премии, но только аналогом: устав этого общества был концептуально и принципиально иным. Если можно так выразиться, нравственная оценка научного открытия имела особое значение для Христофора Семёновича. Да и сумма, завещанная Леденцовым на создание общества, превышала размер, завещанный девятью годами до него Нобелем.

Плюс этой книги в тщательности подхода к изучаемому вопросу, в основательности знаний. Минус — невероятно скучный академический стиль повествования: местами читатель просто тонет в цифрах и фактах, будто перед нами не биография великого человека, а некий справочник по нему.

Впрочем, следует учитывать один нюанс. Перед Александром Бочковым стояла труднейшая задача. Автор пишет: «Человек дела, Христофор Семёнович Леденцов не оставил воспоминаний, дневниковых записей, он не вёл обширной переписки, не выступал со статьями в газетах и журналах. В результате революционной смуты был утрачен его семейный архив. О жизни вологодского предпринимателя можно судить по его делам». То есть у исследователя был только один выход: вместе с портретом Леденцова показывать портрет эпохи, пользуясь архивными и статистическими данными, воспоминаниями современников и т.д. Автор решил, что сама история страны даст «ключик» к пониманию тайны русского характера: как в северной глубинке могла сформироваться личность, ставящая интересы страны выше личных интересов?

Александр Бочков считает, что всё дело в той среде, которая воспитала Леденцова: в огромном духовном потенциале Вологодчины, в православной христианской культуре, особенно развитой в Северной Фиваиде. Александр Сергеевич пишет: «Осмысление биографии Христофора Семёновича Леденцова свидетельствует о том, что в любом деле мыслитель шествовал срединным, царским путем».

Наталья Мелёхина