8 антикризисных советов ТПП РФ – как универсальных, так и ставших актуальными лишь недавно

Второй год жизни при кризисе научил предпринимателей экономить, оптимизироваться, выбирать надежных партнеров и жить без кредитов. За это время те, кто выбрал верную стратегию, смогли найти относительное равновесие. Но предпринимателям рано расслабляться, поскольку поддерживать бизнес на плаву все еще приходится в режиме ручного управления.

Рекомендуем список обязательных задач для малых и средних предприятий в кризис, как универсальных, так и ставших актуальными недавно.

1

Сохранять оптимизм.

Это самый главный совет.

  • Нельзя настраиваться на провалы и неудачи, только оптимизм помогает бизнесмену справляться с трудностями и творчески подходить к решению проблем.
  • Компания не сможет благополучно пережить кризис, если ее руководитель изначально настроен на то, что все усилия бесполезны.

2

Усилить финансовый контроль.

Если сегодня Вам кажется, что все более или менее нормально, то завтра ситуация может измениться под влиянием непредвиденных обстоятельств.

  • Поэтому нужно составить подробный финансовый план по расходам на месяц и постоянно проверять – вписываетесь Вы в него или нет.
  • Рассчитайте «точку безубыточности» для своего бизнеса: сколько нужно продавать, чтобы выходить в ноль.
  • Ежедневно спрашивайте себя, насколько Ваш результат далек от точки, которая стоит в плане.

3

Постоянно искать способы сэкономить.

Даже если Вам кажется, что Вы уже урезали все, что можно, попробуйте найти еще возможности для экономии:

?  поменять поставщика на более дешевого;

?  договориться о скидках, заинтересовав 100%-ной предоплатой;

?  поговорить с арендодателем об арендных каникулах или о временном снижении ставки.

Кризис не только у Вас, но и у Ваших партнеров, и это делает их более договороспособными.

  • Распродайте избыточные активы, товары на складах, оборудование, которое не используется или устарело.
  • Регулярно предпринимайте попытки договориться с поставщиками и контрагентами о скидках или других льготах, даже если Вам кажется, что из этой затеи ничего не выйдет. Упорство вознаграждается.
  • Параллельно нужно отслеживать цены на аналогичные продукты или услуги. Возможно, у какого-то другого поставщика, с кем Вы еще не работали, появились конкурентоспособные цены.
  • К вопросам сокращения персонала следует подходить осторожно. Все лишние сотрудники уже сокращены, оставшиеся тянут свою работу и обязанности уволенных коллег. Это костяк фирмы, поэтому лучше не усердствовать с дальнейшими увольнениями.
  • Если все-таки нужно еще сократить затраты на персонал, то лучше снизить зарплату – и обязательно себе тоже. Люди это оценят. Сложные времена обязательно закончатся, и снова придется думать о расширении. Проще и комфортнее работать со старой командой, чем набирать новых незнакомых людей.
  • Часть сотрудников компании можно заменить на внештатных специалистов. Они вполне эффективны и стоят дешевле, чем штатные сотрудники.

4

Перестроить систему продаж и закупок.

  • Диверсифицируйте продуктовый ряд, введите более дешевые позиции – это сделает Вашу продукцию более привлекательной для клиентов, а также позволит занять новые ниши на рынке.
  • Если деятельность зависит от импорта, надо найти отечественные аналоги и активно заняться импортозамещением. Если аналогов нет, найдите на рынке схожие сегменты, в которых можно использовать отечественные материалы и сырье.
  • Если и это невозможно, самое время осваивать новые виды бизнеса.

5

Поддерживать связь с банком.

Банк заинтересован в поиске взаимоприемлемого решения, а не в конфликте. Поэтому при малейшем намеке на трудности с возвратом кредита или погашением очередного платежа следует сразу сообщить об этом и попросить об отсрочке или реструктуризации кредита.

6

Оценить эффективность рекламы.

Даже в кризис экономить на рекламе и продвижении нельзя, но надо научиться измерять эффективность расходов на рекламу. Нужно оценить, какое количество клиентов и денег принесет реклама в том или ином источнике. Если вы сами не в состоянии это сделать, следует обратиться к профессионалам. У специалистов по рекламе тоже кризис, который заставляет их снижать расценки на услуги. Это позволит пересмотреть рекламный бюджет и добавить новые каналы привлечения клиентов. Держать собственных специалистов по рекламе слишком затратно, поэтому найдите компанию профессионалов, ставьте им задачи, контролируйте выполнение и экономьте на этих расходах.

7

Сделать маркетинг точечным.

Не нужно пытаться охватить всю аудиторию.

  • Надо изучить потребности каждой группы клиентов: выяснить у покупателей, что им еще нужно помимо того, что они у вас покупают, и по какой цене они готовы покупать. Это позволит найти разумный баланс между ценами, ассортиментом и спросом.
  • Важно сосредоточить усилия на самом главном, решить, что важнее – продвижение нового товара или поддержание известности вашего бренда. Распылять усилия в кризис нельзя!

8

Постоянно учиться.

Кризис – самое подходящее время для учебы.

  • Можно найти бесплатную бизнес-литературу в интернете или недорогие тренинги.
  • Надо следить за новостями экономики, отрасли и конкурентов, чтобы строить планы компании с учетом ситуации в экономике.