Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого.

Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.

Краудфандинг может также относиться к финансированию компании посредством продажи малых долей бизнеса широкому спектру инвесторов. Этот тип краудфандинга недавно получил особое внимание американских должностных лиц. В апреле 2012 года президент США, Барак Обама, подписал новый закон под названием JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющий стартап-компаниям поднимать до $1 млн посредством краудфандинга, без подачи бумаг и регистраций на продажу акций, как практиковалось ранее.

Примеры краудфандинга в мире

  • Краудфандинг с 2000 года широко используется в США для сбора средств через Интернет на политические цели. В 2008 Барак Обама только на этапе предварительных выборов собрал около $272 млн с более двух миллионов человек — по большей части это были мелкие взносы[.
  • Первой краудфандинговой платформой в Белорусии стал проект MaeSens.by, запущенный в конце 2011 года. Его целью является финансирование социальных проектов, в том числе поддержка детских домов, нуждающихся в срочном лечении детей, а также помощь бездомным животным. За полтора года существования на эти цели передано более 1,4 миллиарда белорусских рублей (около $168000).

Примеры краудфандинга в России

Первый краудфандинговый сервис Стартиум который помогает в оформлении и сбору средств для проектов, подача презентации, производит видео-фото материалы.

Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi, основанный в 2007 году.

Примерами такого финансирования в России можно назвать проект «РосПил» и сбор денег Сергеем Кудрявцевым на издание книги рецензий «3500».

По схеме краудфандинга работают некоторые проекты творческих сообществ, такие как Kroogiили созданный в рамках арт-объединения СВОИ2000 «Напарапет».

Весной 2012 года, с помощью портала Planeta.ru, известная группа «Би-2» собрала 1,250,000 рублей на выпуск альбома «Spirit»

Одним из первых российских медиа модель привлечения народных денег начал использовать интернет-журнал Сиб.фм, посвящённый жизни в Сибири. Спустя некоторое время соответствующим сервисом «Акционирование» на Planeta.ru воспользовался портал COLTA.RU. За три недели было собрано более 610 000 рублей.

Один из первых российских ресурсов, работающих по схеме краудфандинга, Boomstarter получил престижную интернет-премию "Стартап года 2012" в номинации "Лучший социально значимый стартап".)

Предприниматели из города Шарья (Костромская область) во главе с кузнецом Сергеем Захаровым восстановили аварийный мост, собрав 300 000 рублей (без учёта безвозмездно переданных материалов). Примечательно что по расчетам властей, официальные работы обошлись бы бюджету в 13,5 миллионов, т.е. в 45 раз дороже.

В 2008 году первый в России краудфандинг проект "Мой футбольный клуб" организован Дмитрием Марковым для покупки футбольного клуба (по версии журнала "Секрет фирмы" ). Организован по аналогии с английским проектом MyFootballClub.co.uk

Юрий Хованский, известный русский видеоблогер, с помощью сайта boomstarter.ru собрал более 400 000 рублей на съёмки третьего сезона своего проекта Russian Stand-up.

Крупнейший в России проект по сбору средств, фильм "28 Панфиловцев" собрал на платформе Boomstarter - 3 191 595 рублей.

Подходы]

Предприниматель, стремящийся использовать краудфандинг(например, для стартового капитала), обычно использует интернет-сообщества, чтобы выпросить небольшие суммы денег от лиц, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами. Диапазон вариаций достаточно широк, например:

  • Сбор денег у людей без всякой прямой материальной отдачи тем, кто пожертвовал определенные средства. Этот вид финансирования существует уже довольно долго, включая поддержку художников и благотворительный фандрайзинг. Иногда используется порог пожертвований, при котором все пожертвования аннулируются, если сумма пожертвований не пересекла установленного минимального порога до конечной даты сбора денег.
  • Другой вид предусматривает публичное освещение имени жертвователя/грантодателя в благодарность за предоставленные деньги. Лучший пример это "Страница на миллион долларов».
  • Можно брать деньги взаймы(микрофинансирование)
  • Может быть предложен квази-акционерный капитал, но ни одна такая схема не должна подпадать под какие-нибудь финансовые положения, касающиеся первичного размещения акций.
  • Простой инвестиционный акционерный капитал. Когда несколько сторон вовлечены, это может потребовать много работы, поэтому есть платформы, чтобы это облегчить .
  • Подход, при котором тоже существует порог пожертвований как и в первом варианте, но здесь существуют вознаграждения в обмен на подарки или пожертвования.

*Источник: Википедия;  Карелов, Сергей. (2013, янв.17). Перспективы краудфандинга: в США – закон, в России – мошенничество. Slon.ru