Ильюшин Сергей Владимирович - выдающийся генеральный конструктор авиационных систем, в том числе легендарных ИЛов, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), семикратный лауреат Сталинской премии.  

Родился   18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина-бедняка.  С 15 лет трудился чернорабочим на фабрике, землекопом на стройке, возчиком молока.

В 1914 году был мобилизован в армию. Служил писарем, мотористом, авиамехаником на аэродроме, на фронте ремонтировал и восстанавливал самолеты.

В 1923 году Ильюшин спроектировал и построил свой первый планер, участвовал  в  Первом Всесоюзном слёте планеристов в  Коктебеле  в ноябре 1923 года. В 1926 году окончил Военно-воздушную Академию им. профессора Жуковского. Затем в  Научно-испытательном институте ВВС занимался изучением мирового опыта самолётостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолётам. С 1931 года возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ, ОКБ авиазавода им.Менжинского. Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, на котором лётчик Владимир Коккинаки установил первый  советский мировой авиационный рекорд и выписал «мёртвые петли» над  Красной площадью.

21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж  у самолета УТ-2, которым управлял Ильюшин, по вине механика перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода И.В. Жуков — получили травмы. У Сергея Владимировича на всю жизнь остался шрам над бровью. Вскоре после этого случая вышел приказ:  главным конструкторам летать самостоятельно  категорически запрещено.

Позднее  ОКБ под руководством Ильюшина создается бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4), осуществивший ряд первых дерзких налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года. Примечательно, что одним из самолетов тогда командовал наш другой земляк Евгений Николаевич Преображенский, совершивший 10 налётов на немецкую столицу – будущий генерал-полковник, Герой Советского Союза, командующий авиацией Военно-морского флота.

С.В.Ильюшин создал   «летающий танк» — штурмовик Ил-2, с бронированным корпусом, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне,  не знавший себе равных, также торпедоносец, разведчик, транспортный самолет, реактивный бомбардировщик Ил-28, а Ил-52 уже имел стреловидное крыло и велосипедное шасси. Гениальный конструктор достигал успеха в результате решения технических задач на основе последних достижений науки  путем смелого внедрения нового, и, что не менее важно, благодаря исключительной своей прозорливости. Был мастером простых решений, что позволяло сделать более сложные вещи. И, конечно, мечтателем. Им находилось оптимальное сочетание скорости и маневренности, дальности и бомбовой нагрузки, огневой мощи наступательного оружия, средств самозащиты и неуязвимости.

 

К концу 1943 года наша авиация господствовала в воздухе. С этого времени  ОКБ Ильюшина приступает к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14, Ил-18 и их модификации.  Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал трансконтинентальный Ил-62 — флагман Аэрофлота  1960— 1970-х годов, отвечающий всем мировым стандартам. В 1970 году из-за болезни  Главный конструктор сложил с себя полномочия руководителя ОКБ. Его преемником стал Генрих Васильевич Новожилов.

Ильюшин является абсолютным рекордсменом по числу полученных Сталинских премий — семь. Кроме т ого, он лауреат Ленинской и Государственных премий, трижды Герой Социалистического Труда, кавалер 8 орденов Ленина  и других самых высших наград. Действительный член Академии наук.

Скончался С. В. Ильюшин в Москве 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Вологде и Москве установлены бронзовые бюсты Героя. Его именем названы улицы во многих городах. На родине в Дилялево сохранился дом, в котором проводил летние отпуска талантливый конструктор и ученый, а в музее Можайского – его уголок. Первый сын  Владимир Сергеевич  Ильюшин стал летчиком-испытателем, Героем Советского Союза.

Узнать больше о  нашем выдающемся земляке  Сергее Владимировиче Ильюшине вологжане  и гости города смогут на выставке, посвященной 120-летию со дня его рождения. «Ярче легенды: конструктор легендарных Илов» – экспозиция под таким названием открывается в областной научной библиотеке им. Бабушкина 25 марта. «О жизни и деятельности Сергея Ильюшина расскажут многочисленные издания из фондов библиотеки – монографии, научные сборники, фотоальбомы, статьи из журналов и газе, выступят писатель-краевед, кандидат исторических наук Тамара Спивак и летчики – ветераны Вологодской общественной организации авиаторов «Крылатое братство».